Совсем недавно в Саратовской Семинарии закончилась зимняя сессия. Сессия для каждого студента – исключительное явление. Это сложное время, которое просто надо пережить и забыть до следующей сессии. Но сказать мне хотелось не о самом процессе сдачи экзаменов в Семинарии, а о самих предметах, которые мы сдавали, да и вообще изучали в Духовной школе. Желание сделать это появилось давно: после окончания второго курса я встретил своего школьного одноклассника. Мы сразу заговорили о своих учебных заведениях. Когда он услышал, что я учусь в Семинарии, он не сильно удивился и сразу сказал: «Я слышал про Семинарии, там учатся на священников». Но затем он задал вопрос, который поставил меня в затруднительное положение: «А какие у вас предметы изучают?» Казалось бы, не так уж сложно перечислить предметы, но вот объяснить мирскому, не воцерковленному человеку что все эти предметы значат на понятном ему языке – задача не простая.
С тех пор и появилась идея рассказать о семинарских предметах. Всего за 5 лет обучения в Семинарии изучают около 50 дисциплин. Безусловно, нет необходимости объяснять каждую, ведь такие наименования предметов, как: история России, литература, психология, логика, история философии – понятны каждому школьнику. Но в Семинарии изучают много специальных дисциплин, даже названия которых мало кто понимает.
Самое важное значение в учебном процессе Семинарии занимают дисциплины библейские и богословские. Начиная с первого курса студенты изучают Библейскую историю, а затем начинается изучение различных толкований на книги Библии Ветхого и Нового Завета. Отдельный предмет посвящен изучению Библейской археологии.
Богословские предметы начинают изучать со второго курса, хотя уже на первом есть специальный вводный предмет – Катехизис. Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. Этот предмет посвящен изучению самых основ христианства, объяснению основных молитв, таинств и заповедей. Более углубленно основы христианской веры разбирают на Догматическом Богословии. Догмат – вероучительная истина (Например: Иисус Христос есть Бог; Бог Един по Существу, но Троичен в Лицах). Все богословские дисциплины сложны и требуют хорошего знания Библии. Христианское учение о нравственности разбирается на Нравственном богословии. На этом предмете рассматривают важнейшие понятия морали, человеческой совести, греха, спасения, вечной жизни. Смысловым продолжением Нравственного Богословия является Аскетика. Этот предмет может быть отнесен к практическим, так как главным предметом изучения является сущность христианского подвижничества – борьба со страстями (объедение, уныние, гордость и др.) и упражнение в добродетелях (пост, молитва, любовь). Аскетика не является абстрактной, оторванной от духовной жизни наукой, а напрямую связана с живым духовным опытом. Аскетика не дает оторванные от духовного опыта знания, а дает знания, которые могут быть востребованы в реальной духовной практики христианина. Поэтому особенно важно не теоретическое, а практическое изучение Аскетики. Из богословских дисциплин следует отметить Основное Богословие. Оно называется Основным, потому что в нем рассматриваются и изучаются основные, наиболее общие истины, без усвоения которых все главные богословские науки могут показаться беспочвенными. Таковы, например, истины бытия Божьего и утверждение о наличии в человеке духовного начала. Сюда же относится рассмотрение сущности религии как таковой, ее происхождения, ее отношения к разным сторонам человеческой жизнедеятельности и др. Основное богословие обращено, прежде всего, к людям, находящимся около церковных стен, поэтому обосновывает вероучение с помощью рациональных средств. Ведь будущий священник должен уметь объяснить каждому человеку сущность своей веры и доказать истинность христианства, в том числе и с помощью рациональных средств. Очень близко с Основным Богословием соприкасается Апологетика (от «апология» - защита, оправдание). Апологетика – защита веры от разных атеистических нападок и обвинений. На этом предметы опровергают основные доводы атеистического мировоззрения (научность атеизма, состоятельность эволюционной теории и т. д.), а также доказывают основные положения христианства (историчность личности Иисуса Христа и др.). Особенностью данного предмета является практически полное отсутствие ссылок на авторитет Священного Писания. На четвертом курсе студенты проходят еще одно Богословие – Сравнительное. Большие исторические церкви - Православная, католическая, а позже (с 16 века) протестантские - внесли в христианское богословие некоторые отличия в понимание отдельных истин Евангелия и церковного устройства. Эти различия вероисповеданий изучаются на Сравнительном богословии.
В обучении семинаристов важное место занимают предметы, посвященные священническому служению: Пастырское Богословие, Церковное право, практическое руководство для пастырей, правовые основы деятельности прихода. Главное в жизни священника – Богослужение, именно поэтому в Семинарии в течение 4 лет изучают Богослужебный устав и Литургику. Литургика - наука изучающая христианское Богослужение, причем не просто его чинопоследование, но еще историю развития и символику каждого действия. Проповедь является частью Богослужения, священник должен уметь проповедовать. Семинаристы учатся искусству проповеди на уроках Гомилетики. Термин «гомилетика» связан со словом «гомилия» с греч. – собрание, беседа. В первые христианские времена гомилиями называли проповеди, произносимые во время Божественной Литургии.
Учение Святых Отцов, их творения и жития семинаристы изучают на Патрологии («патрос» - с греч. – отец).
Все пять лет семинаристы изучают исторические дисциплины. Преподается не только История Русской Церкви, но и истории Поместных и Древних Восточных Церквей. Отдельным курсом изучается история Византийской империи (Византология). Немаловажное место в семинарском образовании уделяется преподаванию языков – древних (греческий, латинский) и новых (английский, французский, немецкий).
Все перечисленные и некоторые другие предметы в совокупности составляют систему семинарского образования. Конечно, необходимо заметить, что все эти предметы довольно тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга и требуют систематичного изучения. Нельзя говорить, что какой-то предмет является самым важным, а другой – вовсе не нужен. Но все же любимые предметы у семинаристов безусловно есть. В Саратовской Семинарии мы провели своеобразный опрос среди студентов 4 и 5 курсов и некоторых преподавателей. Каждый опрошенный называл три любимых предмета за время обучения в Семинарии, начиная с самого любимого. За первое место предмет получал 3 балла, за второе – 2, за третье – 1 соответственно.
Наименование предмета |
Баллы |
Догматическое богословие |
48 |
История Русской Церкви |
34 |
Основное Богословие |
25 |
Священное Писание Нового Завета |
16 |
Литургика |
14 |
Апологетика |
10 |
Аскетика |
10 |
Церковное право |
8 |
Патрология |
6 |
Нравственное Богословие |
6 |
Греческий язык |
6 |
В ходе опроса упоминались и другие предметы, но не набрали более трех баллов. Безусловно, эта таблица очень условна, ведь некоторые выбирали предмет, из-за того, что им нравилось, как его преподавали, другие, напротив, говорили, что преподавание им не очень нравились, но предмет они считают важным и самостоятельно занимались его изучением.
У каждого семинариста есть любимые предметы, но, наверное, главное, чтобы мы не забывали, что каждый предмет изучаемый в Семинарии очень важен для нас и пригодится в нашем будущем служении.