Воспитание детей вызывает немало вопросов у молодых родителей, а какие-то ситуации и вовсе ставят в тупик. Море светской литературы часто озадачивает пап и мам еще сильнее. Так какие же методы воспитания выбрать, как оградить ребенка от негативного воздействия со стороны сверстников, как привить любовь к близким и научить дружить – эти и другие вопросы мы задали настоятелю храма в честь Рождества Христова г. Саратова протоиерею Владимиру Пархоменко.– Отец Владимир, скажите, как должны подготовить себя родители к рождению ребенка? – Если двое вступают в брак, то в идеале внутренне они должны быть готовы к тому, что у них вскоре родится малыш. Когда будущие папа и мама ждут его появления на свет, то помимо бытовых приготовлений самое важное, что должно присутствовать в жизни, – это их родительская молитва о ребенке. Православная женщина, носящая во чреве ребенка, должна исповедоваться и причащаться. А если человек живет духовной жизнью, то Господь освящает все его действия. «Без Бога – ни до порога» – этот принцип должен сопровождать человека на протяжении всей его жизни. – При появлении малыша дома зачастую возникают разногласия между старшим поколением и молодыми мамами и папами. Как их преодолеть? – В отношениях людей должны быть заложены нравственные принципы, которые были описаны еще в Ветхом Завете. Как известно, Господь через пророка Моисея дал одну из основных заповедей, определяющих отношения между людьми, о почитании отца и матери. Именно она определяет взаимоотношения между родителями и детьми. Поэтому советы старших вполне уместны. Они даже естественны, поскольку старший может поставить себя на место младшего, а младший не сможет поставить себя на место родителей. Потому что он свою жизнь еще не прожил. В Ветхом Завете четко указано, что младшие должны слушаться старших, набираться у них мудрости. Конечно, есть критические ситуации, когда бабушки и дедушки – атеисты с советских времен, а их дети, ставшие молодыми родителями, приняли Православие. Тут могут возникнуть некоторые сложности. А вообще немощи есть и у младших, и у старших. Так, с одной стороны, бабушкам и дедушкам свойственно хранение традиций, но, с другой стороны, они могут чрезмерно баловать внуков. Если молодые родители не согласны с тем, что их малыша чересчур балуют, то тут стоит просто четко обозначить свою позицию. Но в православных семьях вряд ли будут кардинальные противоречия, так как правила благочестия для всех одни. Если человек воспитан в православных традициях, то он знает и понимает, что в воспитании ребенка должны присутствовать не только радости и развлечения, но и аскетика, и наказания. Папы и мамы сами решают, в какой мере все это применимо к их детям. Это их творчество как родителей и в то же время их ответственность перед Богом. Современные теории воспитания часто придерживаются точки зрения, что малыша нельзя ни в чем ограничивать, чтобы он не вырос забитым и заштампованным. Но я неоднократно наблюдал печальные последствия подобного подхода. – К слову о наказаниях. Зачастую некоторые дети ведут себя неподобающим образом: работают на публику, кричат, требуют от мамы или папы что-то купить. Никакие уговоры не помогают успокоить разбушевавшееся чадо. Многие родители не выдерживают и шлепают своих детей. Как Церковь относится к подобному виду рукоприкладства? – В момент истерики ребенок просто не может совладать со своей неокрепшей психикой. Иногда ему надо помочь, в том числе и физическим воздействием. И истерика быстро прекратится после легкого шлепка. Если этого не сделать, то ребенок разойдется еще сильнее. В основе православного учения лежат фундаментальные истины, одна из которых состоит в том, что человек поврежден грехом. Все страсти и грехи, присущие взрослому человеку, присутствуют в зачаточном виде и у малыша. Ребенок может проявлять агрессию, лукавить или обманывать. В свое время святитель Иоанн Златоуст говорил, что семья создана для того, чтобы сохранялась нравственность. Ребенок рождается и живет среди людей, от которых и зависит его будущая жизнь. Поэтому он должен слушаться. А навык послушания, закладываемый в семье, формирует верное отношение к Богу. Если бы не было семьи, то у человека не было бы возможности правильно сформироваться и сориентироваться в мире. Послушание родителям в семье – это мощнейшее средство сохранения нравственности в человеке. Поэтому у родителей должен быть инструмент воздействия на малыша, в том числе физический. Ведь и Бог воспитывает человека, давая ему скорби и болезни как врачебное средство. Претерпевая некие страдания, человек возрастает духовно. Принцип физического воздействия применим и в семье, но только как наказание, а не болевое воздействие на ребенка. Малыш обязательно должен понимать, почему с ним так поступили. И со временем ребенок будет четко знать, что за хорошие дела его хвалят, а за плохие – наказывают. Мне неоднократно приходилось наблюдать, что мама пытается уговаривать малыша, а он ее совсем не слушает. Половину ее объяснений он не понимает в силу отсутствия жизненного опыта. Но малыш отреагирует, если его шлепнуть. Церковь не говорит о том, что детей надо часто пороть. Однако опыт показывает, что от физических наказаний в раннем возрасте бывает весьма значительная польза. И с возрастом человек начинает благодарить родителей за то, что наказания все-таки были в его жизни. Церковь всегда проповедует золотую середину. Одно из извращенных пониманий физического воздействия описал Антон Чехов. Великий классик рассказывал, что отец его порол еженедельно, перед каждой всенощной. Неважно, что он натворил – в конце недели была порка. Это, конечно, недопустимо, несвоевременное наказание наносит серьезную душевную травму. Часто сталкиваешься с тем, что до 4–5 лет с дитя сдувают пылинки, а потом спохватываются, пытаясь вернуть процесс воспитания в русло строгости. Но это оказывается очень сложным, даже болезненным процессом. Но если в 5 лет еще что-то можно исправить, то к 11 годам наступают подростковые кризисы. Дети могут дойти до того, что пытаются сбежать из дома.
– Некоторые дети не хотят дружить с другими, делиться игрушками, общаться в некоем социуме. Как изменить ситуацию? – Многие родители в силу необходимости зарабатывать себе кусок хлеба отдают своих малышей няням, бабушкам, дедушкам. Как Церковь относится к тому, что родители не всегда уделяют своим детям достаточно внимания? – Вряд ли кто-то считает, что детям хорошо без родителей. Все согласятся, что ребенку лучше быть с папой и мамой. Однажды протоиерей Димитрий Смирнов сказал, что женщина становится полноценной мамой после пятого ребенка. В это время у нее пропадает иллюзия, что она может еще и работать. Даже если бы она хотела, у нее это уже просто не получится. Да, иногда у родителей нет возможности полноценно заниматься ребенком, находиться все время рядом с ним. Но если папа и мама выстраивают правильные отношения с детьми, и их авторитет для ребенка важен, то это сможет выровнять ситуацию. – Какие существуют особенности воспитания девочек и мальчиков с точки зрения Церкви? К чему их стоит готовить во взрослой жизни? – Каждый человек должен дорожить своим полом как даром Божьим. Исходя из такой позиции, нужно и воспитывать детей. Мальчика должны воспитывать так, чтобы в нем со временем стали проявляться мужские качества, чтобы в будущем он стал полноценным отцом своего семейства. Если в мальчиках должно проявляться активное начало, то в девочке надо воспитывать кротость и смирение, чтобы она стала целомудренной женщиной. Чем целомудреннее женщина, тем чище ее окружение. – В каком возрасте родителям стоит привести малыша в церковь? – Детей можно причащать с самого рождения. Что касается Таинства Исповеди, то есть традиция приступать к исповеди с 7 лет. Но лучше приводить ребенка исповедоваться тогда, когда он понимает, что надо попросить прощения у Бога. Это может произойти и в четыре года, и в пять лет. Бывает так, что сгоряча ребенок сказал грубость маме. За такое поведение нужно поругать ребенка и обязательно объяснить ему, что за подобные поступки он должен просить прощения у Бога. Если малыш приходит на свою первую исповедь с таким сознанием, это очень хорошо. Таким образом, у ребенка формируется верное нравственное сознание.
Иногда мамы приводят детей в семь лет на исповедь, а ребенок не понимает, зачем он пришел, у него нет осознания греха. Но все же многие детские исповеди, несмотря на кажущуюся наивность, показывают серьезные представления ребенка о Боге и Церкви. Он искренне кается, что топал на маму ногами, и просит за это прощение. Родители, внимательно следящие за жизнью детей, должны сами почувствовать, когда ребенка стоит привести в церковь. Не нужно свою жизнь подчинять формальным правилам, особенно в воспитании. – Опыт показывает, что все это должно происходить естественно. Как правило, у ребенка рано или поздно появляются вопросы. Малыш пришел в храм, побегал, а потом увидел крест и спрашивает, почему Христос на нем. Существуют воскресные школы, где детей с учетом их возраста учат читать Священное Писание, рассказывают об основах нашей веры. Во многих христианских семьях есть традиция помимо сказок читать Евангелие, жития святых. Именно они вызывают у детей вопросы, будят их воображение и заставляют мыслить духовно. То есть ребенка надо приучать к духовной жизни. А родители должны уметь отвечать на вопросы детей и пользоваться ими, чтобы объяснить более глубокие вещи. – Когда и как можно научить детей молитве?
– Если семья православная, то часть молитв выучивается детьми автоматически. Они на слух воспринимают то, что говорят родители перед трапезой или на ночь. Самый простой вариант выучить молитву – это ее читать и постоянно слушать. Поэтому некий набор молитв дети выучивают естественным путем, поскольку они слышат их дома. Две-три молитвы прочитали, и этого бывает вполне достаточно. В некоторых семьях молитвы поют. Главное, чтобы тут не было никакого назидания, искусственности или наигранности. – Самое главное в процессе воспитания детей – это научить их с раннего детства исполнять заповеди Христовы, любить ближних и почитать родителей, которые должны научить своих малышей доброте.
Беседовала Алиса Захарова |