Татьяна спрашивает:
Здравствуйте! Мои предки жили в Турках, потом их раскулачили. Мне хочется приехать и посмотреть Родину, которой нас лищили. Но гостиницы я поняла в Турках нет, знакомых тоже нет, да и боязно в наше время. Не могла ли мне оказать помощь община храма поселка Турки? Как с ними связаться?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Добрый день, Татьяна. Гостиннцы в Турках нет. Могу предложить Вам два варианта: попробуйте связаться с настоятелем храма в Турках - священником Петром - 89271008056. Также, если захотите, есть гостиница в Аркадаке, до Турков здесь недалеко.
Галина спрашивает:
Батюшка, а это правильно, что не надо брать благословение на постное масло во время поста?"Ведь оно и так постное" -отвечает нам с недоумением наш батюшка.
Священник Сергий Протасов отвечает:
Добрый день, Галина. Во время многодневных постов есть дни, в которые по уставу есть запрет на вкушение даже постного мяса (сухоедение или вообще воздержание от пищи). Поэтому, если христианин решает постится по всей строгости, то должен соблюдать эти указание. Но также необходимо помнить, что устав предписывает столь строгий пост для монашествующих. Для мирян, особенно учащихся или работающих, бывает сложно понести такой пост. Поэтому разумнее, взвесив свои силы перед постом, взять благословение у своего духовника на вкушение необходимых для нашего здоровья и поддержания телесных сил продуктов.
Аноним спрашивает:
Здравствуйте батюшка. Посоветуйте какие предметы нужно сдавать в 11кл чтобы легче было поступить в д. семинарию?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Добрый день. Лучше сдавать те предметы, знание которых более пригодится при обучении в духовной школе. Например: история и литература. Хотя, если Вам больше нравятся другие дисциплины, то Вы можете выбрать их.
Владимир спрашивает:
Батюшка здравствуйте. Давно и безуспешно пытаюсь найти следы своих родственников которые до 1935 -37 г. проживали в селе Шепелевка, Официальные органы на мои запросы отвечают, что архивных записей за эти годы не сохранилось. В селе Шепелевка когда - то была церковь во имя Димитрия Солунского и там возможно вели записи актов гражданского состояния в первые годы после революции. Подскажите пожалуйста, если эти архивы не уничтожены, то где они могут храниться и как получить можно получить информацию о своих родных из этих церковных книг?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Здравствуйте, Владимир. Боюсь, что сейчас найти записи тех лет сложно, даже практически невозможно. Как правило, когда храм разрушали, уничтожали все документы, находящиеся в нем. У нас , в аркадакском храме, который практически не был закрыт и не подвергался осквернению, архивные данные сохранились только с середины 20 века. Я постараюсь узнать в Саратовском Епархии, будет результат, напишу.
Помоги Вам Бог!
Ольга спрашивает:
Батюшка, простите, пожалуйста, повторю вопрос, который уже задавала и не получила ответа. Что ответить ребенку, которого учат уметь постоять за себя и за других, давать сдачи обидчикам, а ребенок спрашивает, почему в Евангелии написано, что если ударили по одной щеке, то подставь другую. В каких ситуациях это применимо? Что можно и нужно терпеть, а что терпеть неприемлемо? В каких ситуациях допустимо применение физической силы?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Христос Воскресе! Это Вы меня простите, что так долго не отвечаю. Господь в Евангелии учит нас быть смиренными и кроткими. Но ведь в Евангелии также описана ситуация, когда Господа на суде слуга ударил по щеке и Господь укорил его, указав на неправильность его действий. Господь также изгнал торгующих из храма. И ребенку нужно постараться привить понимание того, что случае в жизни бывают самые разные, а Евангелие необходимо читать полностью, а не судить по одному отрывку. В книгах, как правило, я встречал такое наставление: когда обижают тебя - старайся терпеть и молиться за своего обидчика; если обижают другого - необходимо помочь слабому, поддержав его. Есть случаи когда применение физической силы просто необходимо (война, защита семьи, Родины). Но при этом даже под благими целями может скрываться искушение - всегда можно перейти тонкую грань. Достаточно вспомнить времена инквизиции и крестовых походов.
Ольга спрашивает:
Батюшка, подскажите, пожалуйста, ответ ещё на один детский вопрос – жили ли динозавры, и написано ли про них в Библии?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Вот что по этому вопросу говорит священник Максим Козлов в "Детском катехизисе" - "Не уверен, что они (динозавры) действительно были такими, какими их изображают в Зоологическом музее, но, впрочем, такие гигантские кости находят и ничто нам не мешает предположить, что ко времени Ноева потопа, или какого иного земного катаклизма, самые разные твари обретались на земном шаре. Называть ли их динозаврами или каким-нибудь другим именем – доверимся тут ученым-палеонтологам, впрочем, людям весьма почтенной специальности."
Фактически, в Библии нет слова «динозавр». Вместо этого используется древнееврейское слово «танниун», которое в русской Библии переводится как «морское чудовище», «змей» или «дракон». Видимо «танниун» был похож на гигантскую рептилию. Эти создания упомянуты в Ветхом Завете около тридцати раз и встречались они как на суше, так и в воде.
Ольга спрашивает:
Батюшка, подскажите как молиться дома:
– о некрещеных усопших сродниках;
– о тех, о ком мы не знаем, были ли они крещены;
– можно ли упоминать в домашней молитве о знакомых, покончивших жизнь самоубийством?
Наверное нельзя просить у Бога Царствия Небесного для некрещеных, но можно просить милости Божией? Подскажите, есть ли такие молитвы?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Новомученник Афанасий (Сахаров) в своем труде "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви" пишет: "На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».
За некрещенных и тех, о которых мы не знаем были они крещены или нет можно дома читать канон мученику Уару.
Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Ольга спрашивает:
Христос Воскресе!
Батюшка, помогите ответить на два вопроса, которые мне задал ребенок:
1) Причащался ли Иуда на Тайной Вечере? Знаю, что есть два мнения. Иоанн Златоуст говорит, что Иуда причастился себе в осуждение. После недостойного причащения в Иуду вошел дьявол. Согласно же другому мнению, Иуда ушел раньше всех с Тайной Вечери и не причащался, а дьявол вошел в него раньше. Подскажите, на словах каких святых отцов основано второе мнение?
2) Почему в Библии приведены только 4 Евангелия, ведь апостолов было больше?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Сказать точно причашался Иуда или нет, я не могу. Как Вы написали единого мнения по этому вопросу нет. Суждение о том, что Иуда не причащался, я встречал у современных толкователей ( Гладков, проф. Лопухин).
Действительно, апостолов было намного больше. Сначала Господь избрал двенадцать, затем 70 апостолов. Но из истории Церкви мы знаем, что все апостолы проповедовали, но не все оставили после себя книги или какие-либо записи. До нас дошли книги четырех Евангелистов, подлинность и непререкаемый авторитет которых признавался в Церкви всегда. Есть и "Евангелия" других апостолов (Иакова, Фомы, Иуды), но и авторство, и подлинность этих книг - спорны. Поэтому они отнесены в раздел апокрифов (произведения позднеиудейской и раннехристианской писменности, не вошедшие в библейский канон)
Ольга спрашивает:
Батюшка, благодарю Вас за ответы. Божией помощи и благодати Вам! Спаси, Господи!
Священник Сергий Протасов отвечает:
Благодарю Вас за вопросы. Любому священнику отрадно когда человек интересуется своей духовной жизнью. Помоги Вам Господи!
Ольга спрашивает:
– Благословите, батюшка!
1. В одном из рассказов «Юрий и Кира» пятой части книги «Отец Арсений» старец, обращаясь к своей духовной дочери, говорит следующее:
« …ты исповедовалась у о. Петра много раз, просила прощения, он дал отпущение грехов, но твой грех – смертный, и Господь на суде Своем спросит еще тебя».
Объясните, батюшка, как это понимать? Для прощения греха нужно раскаяние и покаяние, если Господь видит искреннее раскаяние и намерение кающегося человека изменить свою грешную жизнь, то Он прощает грех и на Суде о нем не вспомнит. Если бы это было не так, тогда не было бы смысла в исповеди. Христос кровью на кресте омыл грехи всех кающихся грешников.
2. Можно ли говорить малознакомым бабушкам о том, что они заблуждаются, когда те обращаясь к молодым делают несправедливые замечания. На самом деле – это ересь, никакого отношения к православию не имеет. Или лучше промолчать и успокоить молодых, которые только пришли в храм? Для них всё новое, а тут ещё такие грубые еретические упрёки. Конечно, я не осуждаю бабушек, они очень много времени и сил тратят на помощь по уборке храма, вносят пожертвования и т.п. Советы они дают из лучших побуждений, но сколько во многих из нас ереси, прости, Господи!
Священник Сергий Протасов отвечает:
Бог благословит.
1. Действительно, при искреннем раскаянии человека, грехи прощаются на исповедь. Но ведь священник не может знать насколько искренне раскаивается человек. Священник отпускает грехи, читает разрешительную молитву, а вот прощает этот грех Господь или нет, знает только Сам Господь. И смысл исповедь как раз в том, что каясь в своих грехах, мы надеемся, что Господь простит нас, но уверены мы будь не можем до дня Страшного суда.
2. На самом деле переубедить некоторых прихожан наших храмов бывает очень сложно. Ведь они не слушают и священников, ссылаясь на их молодость, неопытность в духовной жизни, необразованность. Делая им упреки или замечания, мы сами рискует впасть в грех осуждения. Лучше будет подсказать молодому или неопытному прихожанину обратиться с вопросом к священнику или прочитать об интересующих его вопросах в православных книгах или интернете.