Ольга спрашивает:
— Благословите, батюшка!
Как проводить день после причастия? Известно мнение священников проводить этот день в тишине, т.е. избегать празднословия, посвятить день молитвам, духовному чтению. Знаю, что нельзя становиться на колени, по крайней мере, до вечера. А можно в этот день помогать выполнять уборку в храме? Разрешается ли в этот день в качестве донора в случае необходимости сдавать кровь? Ведь до того момента, когда больному смогут перелить кровь, проходит около 6 месяцев в течение которых делают различные анализы с забранной кровью и т.п.
Священник Сергий Протасов отвечает:
Бог благословит.
Уважаемая, Ольга. Причастие - величайшее Таинство Православной Церкви. Мы все признаем, что не можем достойно приготовиться к этому Таинству. И, безусловно, приступая к Чаше, мы надеемся на милость Божию. И вот, приняв причастие, нужно постараться как можно дольше сохранить в себе полученную благодать. Мы часто забываем о том, что призваны не только сохранять благодать, но и преумножать ее в себе добрыми делами. Поэтому день после Причастия - это не день "торжества" ЛЕНИ, а время, которое необходимо провести с наибольшей пользой для души (в том числе, помогая в храме или сдавая кровь для больных)
Ольга спрашивает:
— Благословите, батюшка!
1. Книга «Отец Арсений» – это художественное произведение. Но она основана на реальной истории жизни священника или там представлен собирательный образ нескольких священников?
2. Какую молитву нужно читать перед принятием Артоса – Христос Воскресе или такую же молитву как перед принятием просфоры?
3. Можно ли спастись не уходя в монастырь и живя в миру, но не создавая семьи, если не встретили человека, готового стать супругом?
4. Как бороться с хульными помыслами, злыми мыслями? Это результат грехов и дурных привычек? Как очистить сердце и голову?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Бог благословит!
1. Вот что на этот вопрос ответил игумен Нектарий (Морозов): "По поводу этой замечательной книги действительно существует определенное разномыслие: кто-то считает отца Арсения безусловно реально существовавшим подвижником, кто-то полагает, что это некий «собирательный образ», а кто-то вообще уверен, что в данном случае мы имеем дело с художественным произведением. Как к этому относиться, где правда?
Выходила эта книга в различных православных издательствах, но первенство в данном случае принадлежит Православному Свято-Тихоновскому богословскому университету. Его издания «Отца Арсения» отличаются наибольшей полнотой и выверенностью. В предисловии к четвертому изданию проректор ПСТБУ протоиерей Владимир Воробьев (под редакцией которого и вышла книга) пишет дословно следующее: «…нашлись скептики, заявившие даже в печати, что книга «Отец Арсений» - роман, главный герой которого является собирательным образом, а рассказы, из которых он состоит,- художественный вымысел. Эти попущенные Промыслом Божиим сомнения побудили человека, лично знавшего отца Арсения, Владимира Владимировича Быкова, написать свои воспоминания, помещенные в настоящем издании в качестве Послесловия».
В этом Послесловии реально существующий человек, Владимир Быков, действительно свидетельствует о том, что таким же реально существовавшим человеком является и иеромонах Арсений, с которым Владимир Владимирович неоднократно встречался и память о котором очень дорога для него. Оснований для недоверия автору Послесловия, а тем более для недоверия такому уважаемому пастырю, как отец Владимир Воробьев, думается, нет никаких."
http://www.eparhia-saratov.ru
2. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, со словами «Христос воскресе!».Но если перед вкушением артоса прочитать молитву перед принятием просфоры ничего страшного в этом не будет.
3. Народная мудрость утверждает, что не место красит человека, но человек место. Об этом же самом свидетельствует и жизнь многих христиан, достигнувших святости как в монастырях, так и в княжеских палатах, и даже на царском троне, или просто-напросто в своей собственной семье. Человек может спастись и не вступая в брак. Но важно помнить, мы женимся или выходим замуж когда сами становимся готовы создать семью и если мы не хотим принимать монашество, то, лучше всего, помолиться, чтобы Господь помог встретить человека, который сможет стать хорошим супругом или супругой.
4. Хульные помыслы и злые мысли - это последствие бесовских искушений и наших грехов и проступков. Сначала бесовские силы сеют семена греха в нашей душе и если мы не боремся, то "семена" прорастают, пускают корни и приносят плохие плоды. Чтобы потом очистить сердце и голову от дурных привычек и помыслов потребуется много усилий. Поэтому с любым искушением лучше бороться сразу, не давая ему развиться.
Начать надо хотя бы с малого - постараться перебороть одну плохую привычку или страсть и приобрести противоположную добродетель. Помоги Господи.
Ищущий спрашивает:
Здравствуйте ! Объясните пожалуйста,почему евангелист Матфей пророчество Захарии о тридцати сребренниках ( Зах.11,12-13 )приписывает Иеремии ( Мф.27,9) ? Спасибо !
Священник Сергий Протасов отвечает:
Здравствуйте!
Ответ на этот вопрос есть в труде блаженного Августина "О согласии Евангелистов". Цитата из этой книги:
"29. Некоторых смущает то обстоятельство, что этого свидетельства нет в книге пророка Иеремии. Однако, есть такие евангельские списки, в которых не указывается имя пророка, и, пожалуй, нам следует скорее доверять именно этим спискам. Действительно, эти слова были сказаны не Иеремиею, а Захариею. А почему в большинстве списков мы встречаем имя Иеремии - объяснить трудно, тем более, что в древнейших свитках было просто написано: "Сбылось реченное чрез пророка", и хотя имя пророка не указано вовсе, но понятно, что речь идет о пророке Захарии.
30. Или, возможно, имя Иеремии появилось по таинственному действию промысла Божия, которым управлялись умы евангелистов? Ведь могло же быть так, что уму Матфея, составлявшего Евангелие, представился вместо Захарии Иеремия, как это часто бывает, и он безо всякого сомнения вставил это имя. Однако, поскольку воспоминания евангелистов направлялись Духом Святым, то имя этого пророка могло появиться только в том случае, если Господь повелел так написать. Объяснить же это можно только тем, что все святые пророки известны удивительным согласием между собою, ибо все, что написано ими, через них сказал Дух Святой, а, значит, у них все общее, и сказанное Захарией настолько же Захарьино, насколько и Иеремиино, и наоборот. Отсюда понятно, что книги их всех - это как бы одна книга одного, и те доказательства, которые пытаются выдвинуть люди неверующие или просто неопытные, - для подтверждения якобы несогласия святых евангелистов, - эти же доказательства люди верующие и ученые принимают как свидетельства единства всех святых и пророков.
31. Есть и еще одна причина, о которой нельзя не упомянуть. Дело в том, что Захария говорит о тридцати сребрениках, но ничего не говорит о покупке поля. У Иеремии же есть известие, что он купил поле у сына брата своего и задолжал ему деньги. Таким образом, читатель, находя у Иеремии слова о покупке поля, а у Захарии - о тридцати сребрениках, связывает два пророчества в одно и постигает их общий смысл. Что же касается слов, присоединенных Матфеем к этому пророчеству, которых нет ни у Захарии, ни у Иеремии: "Которого оценили сыны Израиля, и дали их на землю горшечника, как сказал мне Господь", то из этого должно заключить, что евангелист, включив эти слова, по откровению от Господа указал, что пророчество это относится к обстоятельству, связанному с оценкой Иисуса. Далее, запись на купленное поле бросали в глиняный сосуд, из чего и выходит поле горшечника. Что же до места погребения странников, то Господь сказал Иеремии, что покупка им поля значила то, что оно будет местопребыванием освобожденных в той земле. Я высказал все эти мысли не с тем, чтобы окончательно прояснить столь сложный вопрос, но чтобы показать, что следует со всею тщательностью разобраться в этих пророческих свидетельствах, сведенных воедино в одном евангельском рассказе".
Место, где пророк Иеремия говорит о поле - Иер.32:8-9.
Елена спрашивает:
Как правильно произносить при чтении трисвятое СВЯТЫ БОЖЕ или СВЕТЫЙ БОЖЕ?
Священник Сергий Протасов отвечает:
Молитва "Трисвятое" правильно звучит так: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Произносить следует так же как и написано, т. е. свЯтый Боже (от слова "святость")
Ольга спрашивает:
Здравствуйте,батюшка.А есть ли у животных душа? Спаси Господи.
Священник Сергий Протасов отвечает:
В отношении души принято считать, что она есть у животных, однако функции ее все же отличны от тех, которые присущи душе человека. Чаще всего душу животных понимают как некоторое живительное начало, вложенное Богом в Свое творение. Существенным отличием души животного от души человека является ее смертность, она умирает вместе с физическим телом.
Следует помнить, что все вышеприведенные рассуждения имеют относительный характер. Священное Писание не дает нам четкого указания на данный предмет, более того, не представляется возможным и создание цельной картины посредством исследования святоотеческих творений. Причина этого состоит в том, что данный вопрос никак не влияет на наше спасение, в то время как основная цель существования Церкви - предоставить человеку возможность единения с Богом.
Алексей спрашивает:
Здравствуйте,батюшка.Ответьте,пожалуйста на вопрос: почему Пасху празднуют после первого весеннего новолуния.Спасибо.
Священник Сергий Протасов отвечает:
Светлое Христово Воскресение - подвижный праздник, дата которого зависит от дня весеннего равноденствия.
По постановлению Вселенского никейского собора Пасха Христова празднуется обязательно отдельно от еврейской Пасхи и непременно в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия.
прот.Николай Формазюк спрашивает:
Отец Сергий,отличный сайт!
Священник Сергий Протасов отвечает:
Спасибо!